Кораблёв А. А. Сотворение мира как онтология творческой предопределенности: геопоэтика и теопоэтика (на примере генезиса донецкой словесности)
Кораблёв Александр Александрович
д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета
Донецк, ДНР
E-mail: dikoepole@rambler.ru
ORCID: 0000-0003-1362-6283
Скачать | К содержанию № 3. 2022
УДК 82.0
DOI: 10.58529/2782-6511-2022-1-3-44-59
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются онтологические предпосылки региональной творческой парадигматики на примере формирования новой донецкой словесности. В качестве опознавательного маркера избран концепт «сотворение мира», который повторяется в творчестве известных донецких поэтов (Борис Ластовенко, Наталья Хаткина и др.) и донецких филологов (Михаил Гиршман, Владимир Федоров и др.). Проанализированы стихи из дебютного поэтического сборника Н. Хаткиной «Прикосновение» (1981), характеризующие его литературность и концептуальность, а также полемическую направленность в отношении методологических принципов донецкой филологической школы. Изложены основные тезисы теории целостности М. Гиршмана и космогонической концепции В. Федорова. Категория целостность показана как основной интегрирующий принцип Донецкой филологической школы, которая, соответственно, производила апробацию филологической целостности. Целостность утверждается донецкими филологами как универсальный принцип художественного мира. Дополнением теории целостности М. Гиршмана является филологическая космогония В. Федорова, который исходит из предпосылки о словесности как коренном качестве мироздания, поскольку «В начале было Слово». Соответственно, филология предстает как внутренняя форма всех наук и всех форм знания. На основании тематического сходства и концептуальной соотнесенности ведущих донецких поэтов и филологов и ввиду их взаимной независимости высказывается гипотеза о наличии общей геопоэтической предпосылки их творчества, а закономерности «сотворения мира» осмыслены как онтология творческой предопределенности. В качестве одного из подтверждений этого предположения представлены литературные опыты автора статьи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория целостности, филологическая космогония, региональная литература, донецкая филология, М. М. Гиршман, В. В. Федоров, Наталья Хаткина
Для цитирования: Кораблёв А. А. Сотворение мира как онтология творческой предопределенности: геопоэтика и теопоэтика (на примере генезиса донецкой словесности) // Историко-географический журнал. 2022. Т. 1. № 3. С. 44–59.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. 2-е изд., доп. М.: Языки славянской культуры, 2007.
- Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982.
- Кораблев А. А. Донецкая филологическая школа: Опыт полифонического осмысления. Донецк: Лебедь, 1997.
- Кораблев А. А. Донецкая филологическая школа: Пушкинский выпуск. Донецк: ДонГУ, 1999.
- Кораблев А. А. «Путь к объективности» М. М. Гиршмана как научная одиссея // Профессия: литератор. Год рождения: 1937: Коллективная монография. Елец: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2017. С. 155–163.
- Федоров В. В. Проблемы поэтического бытия. Донецк: ДонНУ, 2008.
- Щукин В. Г. Город и миф. Исследования в области геопоэтики. М., 2021.