Купцова О. Н. Две трилогии — две Москвы (Сухово-Кобылин и Островский)
Купцова Ольга Николаевна
к. филол. н., доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия, Москва), старший научный сотрудник сектора театра Государственного института искусствознания (Россия, Москва)
Москва, Россия
E-mail: okouptsova@yandex.ru
ORCID: 0000-0001-5639-1985
Скачать | К содержанию № 3. 2022
УДК 82.09(2)
DOI: 10.58529/2782-6511-2022-1-3-8-25
АННОТАЦИЯ. В статье сравниваются две драматических трилогии: «Картины прошедшего» А. В. Сухово-Кобылина и так называемый бальзаминовский цикл А. Н. Островского («Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся — чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь, или Женитьба Бальзаминова»). Написанные практически параллельно (с 1855 по 1869 г.), драматические циклы объединены общим типом героя — искателя богатых невест. А также тем, что действие в первой части трилогии Сухово-Кобылина и во всех частях бальзаминовского цикла Островского происходит в Москве, которая становится своеобразным внесценическим персонажем. Москва в «Картинах прошедшего» противопоставляется деревне/усадьбе (как всякий город) и Петербургу (спор двух столиц), эволюционирует от представления о ней как о «городе вечного праздника и удовольствий» («Свадьба Кречинского») до места «вечного покоя» («Дело») и глуши («Смерть Тарелкина»). Москва (точнее, часть ее — Замоскворечье) бальзаминовского цикла сконструирована по фольклорным моделям (прежде всего волшебной сказки): замоскворецкое пространство не имеет четких границ (кроме Москвы-реки) и конкретных адресов, не может быть точно измерено, не обладает способностью развиваться и меняться.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: А. В. Сухово-Кобылин, «Картины прошедшего, А. Н. Островский, бальзаминовский цикл, Москва, Замоскворечье, художественная география, городская поэтосфера
Для цитирования: Купцова О. Н. Две трилогии — две Москвы (Сухово-Кобылин и Островский) // Историко-географический журнал. 2022. Т.1. № 3. С. 8–25.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кошелев В. А. «Из Белой Арапии» // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского. Сборник статей. Кострома: Авантитул, 2007. С. 151–160.
- Купцова О. Н. Еще раз об Островском и Дюканже // Щелыковские чтения 2004. Творческое наследие и личность А. Н. Островского: бытие во времени. Кострома: ФГУК Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского “Щелыково”, 2004. С. 145–158.
- Купцова О. Н. Художественная картография А. Н. Островского: город // Уральский исторический вестник. 2018. № 2 (59). С. 78–86.
- Купцова О. Н. «Пучина»: «Семнадцать лет, или Жизнь семейного человека» (мелодрама в IV действиях) // Щелыковские чтения 2003: А. Н. Островский в современном мире. Кострома: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского “Щелыково”, 2004. С. 214–235.
- Пенская Е. Н. Сухово-Кобылин Александр Васильевич // А. Н. Островский. Энциклопедия. Кострома: Костромиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. С. 427–428.
- Пенская Е. Н. Сухово-Кобылин Александр Васильевич // А. Н. Островский. Энциклопедия. Кострома: Костромиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. С. 427–428.
Созина Е. К. Азиатская мифография в мире А. Н. Островского (статья первая) // Щелыковские чтения 2007. А. Н. Островский в контексте мировой культуры. Сборник статей. Кострома: Авантитул, 2008. С. 18–36. - Щукин В. Г. Город и миф. Исследования в области геопоэтики. М.: ЛЕНАНД, 2021.