Коршунков В. А. Были ли языческие святилища на территории города Вятки?

Коршунков Владимир Анатольевич
к. и. н., доцент Вятского государственного университета
Киров, Россия
E-mail: vla_kor@mail.ru
ORCID: 0000-0001-6150-8308

 Скачать |  К содержанию № 4. 2024

УДК 94(470.342)
DOI: 10.58529/2782-6511-2024-3-4-20-35

АННОТАЦИЯ. В статье обращено внимание, что на протяжении долгого времени, вплоть до наших дней, в научной и краеведческой литературе встречается утверждение, будто на территории г. Вятки (Кирова) до появления русского населения существовали удмуртские языческие святилища. Статья основана на архивных и иных письменных источниках. В ней анализируется выявленный автором архивный документ середины XIX в., который был написан известным в Вятской губернии православным священником-миссионером. Этот священник указал на три места в самой Вятке и в ее окрестностях, где, по его представлению, некогда могли находиться языческие святилища: колодец на площади у кафедрального собора, озеро в лесу (в других источниках оно называлось Нижним Потоком) и место в центре города, где ежегодно проводился обрядовый праздник Свистопляска (Свистунья). Автором предложена современная интерпретация ритуальных действий на Нижнем Потоке и при праздновании Свистопляски. Их особенности характерны для так называемого «народного православия» и едва ли восходят к языческой древности. В статье показано, что православные миссионеры XIX в., реконструируя языческое прошлое Вятской земли, соотносили неканонические обряды с дохристианским, то есть удмуртским населением. Достоверных же данных о языческих святилищах на территории города пока нет.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая география, историческое краеведение, городская археология, архивные источники, Вятка (Хлынов), удмурты, языческая религия.

Для цитирования: Коршунков В. А. Были ли языческие святилища на территории города Вятки? // Историко-географический журнал. 2024. Т. 3. № 4. С. 20–35. DOI: 10.58529/2782-6511-2024-3-4-20-35.

Поступила в редакцию 01.09.2024
Принята к публикации 02.12.2024

© Коршунков В. А., 2024

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Балыбердин А. О смыслах Вятской Свистуньи // Вятская книга. 2010 год. Киров: Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2012. Вып. 3. С. 111–126.
  • Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1988.
  • Богуславская И. Я. О вятской Свистопляске // Советская этнография. 1988. № 2. С. 90–94.
  • Бородовский В. Н. Где была великая куала удмуртов? // Герценка: вятские записки. Киров: [б. и.], 2015. Вып. 27. С. 132–140.
  • Бородовский В. Н. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества? // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. № 4 (29). С. 22–31.
  • Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории. Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 1996.
  • Гуссаковский Л. П. Из истории русской Вятки // Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию города Кирова). Киров: Киров. обл. тип., 1999.
  • Захаров С. Д. Характеристика раскопов Л. П. Гуссаковского на территории Хлыновского кремля // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 500-летию вхождения в состав Российского государства): тезисы докладов и сообщений к науч. конф. Киров, 23–25 мая 1989 г. Киров: КГПИ, 1989. С. 17–19.
  • Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественною смертью и русалки. М.: Индрик, 1995.
  • История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992. Вып. 1: Эпоха феодализма.
  • Коршунков В. А. Ветроум: странное, страшное, смешное в повседневной жизни русской провинции XVIII — начала XX века. М.: Редкая птица, 2021.
  • Коршунков В. А. Вятская Свистопляска: от коммеморации к городскому празднику // Фольклор и антропология города. 2019. Т. 2, № 1–2. С. 346–359.
  • Коршунков В. А. Обряд на Нижнем Потоке и гипотеза вятского краеведа М. Г. Васильева: действительно ли аборигены-язычники повлияли на православных русских? // Вятская земля в пространстве исторической памяти (к 110-летию открытия Вятской ученой архивной комиссии): материалы Всероссийской научно-практической конф., Киров, 11 нояб. 2014 г. Киров: Герценка, 2014. С. 77–84.
  • Коршунков В. А. Поклонялись ли вятчане в XVIII веке языческому богу Волосу? // Обретение святых. III Региональная церковно-научная конф. Киров: [Лобань], 2012. С. 81–87.
  • Коршунков В. А. Свистопляска // Энциклопедия земли Вятской. Киров: Обл. писательская организация, 1998. Т. 8. С. 341–362.
  • Кочин Г. А. «Не отступал ни пред какими трудностями и препятствиями…»: судьба протоиерея Иосифа Андреевича Стефанова (1799–1881) // Герценка: вятские записки. Киров: [б. и.], 2023. Вып. 43. С. 42–57.
  • Кошелева Е. А. О вятских скудельницах // Слободской и слобожане: материалы IV научно-практической конф. Слободской: [Б. и.], 2001. С. 101–103.
  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Вятка [Киров]: Буквица, 2012. Т. 1: История монастыря от основания до наших дней.
  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Вятка [Киров]: Буквица, 2012. Т. 2: Справочные материалы.
  • Кучерская М., Лифшиц А. Лесков — миссионер // Лотмановский сборник. М.: ОГИ, 2014. Т. 4. С. 382–391.
  • Луппов П. Н. История города Вятки. Киров: Киров. кн. изд-во, 1958.
  • Мельникова С. К вопросу о прототипе главного героя рассказа Н. Лескова «На краю света» // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 451–462.
  • Орлов М. А. Епископ Нил (Исакович) на Вятской земле // Город на Вятке: история, культура, люди: материалы Всероссийской научной конф. Киров: Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2024. С. 265–270.
  • Рахно К. Ю. Новгородский прототип вятской Свистопляски // Зеленинские чтения: материалы Всероссийской научной конф. (Киров, 12 нояб. 2013 г.). Киров: Киров. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2013. С. 125–129.
  • Рахно К. Свистопляска і Ренкавка (глиняні вироби в традиційно-побутовій культурі як джерело формування національної ідентичності слов’янських народів). Полтава: АСМI, 2013.
  • Тинский А. Е. Планировка и застройка города Вятки в XVII–XIX веках. Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, Киров отд., 1976.
  • Туранов А. А. Организация сбора сведений для Русского географического общества духовенством Вятской епархии в XIX в. // А. А. Спицын и историческое прошлое России: материалы Всероссийской научно-практической конф. (Киров, 12 сент. 2016 г.). Киров: Герценка, 2016. С. 72–79.
  • Фотеев Г. В. К истории становления удмуртско-русских этнокультурных отношений // Материалы к ранней истории населения Удмуртии. Ижевск: НИИ при Совете Министров Удмуртской АССР, 1978. С. 68–91.
  • Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство: XVI — начало ХХ века. Ижевск: Удмуртский университет, 2001.
  • Шутова Н. И. Святилище Гербервӧсь (Губервӧсь) северных (глазовских) удмуртов: этимология термина, история существования, местоположение, общественный статус // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12, № 2. С. 129–152.
  • Шутова Н. И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов. Ижевск: Шелест, 2018.
  • Энциклопедия земли Вятской. Киров: Обл. писательская организация, 1996. Т. 5.