Литовская М. А. Река в советских популярных песнях периода «оттепели»: формирование образа доброжелательного пространства

Литовская Мария Аркадьевна
д. филол. н., главный научный сотрудник Центра истории литературы, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН
Екатеринбург, Россия
E-mail: marialiter@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-3388-7616

 Скачать |  К содержанию № 3. 2022

УДК 82.09(2)
DOI: 10.58529/2782-6511-2022-1-3-26-43

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются образы реки в популярных советских песнях периода «оттепели». Песни традиционно были способом и формирования общей системы пространственного воображения общества, и фиксации происходящих в нем изменений. В советской подцензурной унифицированной культуре песня занимала важное место посредника между частной и официальной сферами жизни людей (Чередниченко), становясь, таким образом, активным инструментом распространения государственной идеологии; в то же время песня воплощала в себе «варианты русской модели мира советского периода», создавая «мифопоэтический облик эпохи» (Щукин). Популярная песня своей повторяемостью и постоянным репродуцированием настойчиво задавала образы Отечества в целом и отдельных его частей, доминирующие представления о значительном в человеческой жизни, наконец, предпочтительные модели поведения.

С 1930-х до первой половины 1950-х гг. реки изображались в «официальных» советских песнях как важная часть нового идеологического проекта: советский человек вступал в противоборство с мощью и силой «великих» рек и обуздывал их, тем самым символически доказывая превосходство новой организации общества. В советском обществе эпохи «оттепели» сохраняется централизованная эстетизация идеологических установок, но образ реки существенно меняется: вместо «великих» рек все чаще фигурируют небольшие речки или даже ручейки, а «великие» реки символически уподобляются «малым», представляя собой часть гармоничного пейзажа, где обычный человек просто отдыхает и/или на досуге думает о жизни. Тема героического покорения и преобразования природы переносится в космос, на целину и т. п., а река оказывается пространством демонстрации, с одной стороны, прочного статуса советского человека как «хозяина необъятной Родины своей», а с другой — гармонии традиционных и новых ценностей, достигнутой на новом этапе развития советского общества. Изменения образа рек в песнях эпохи «оттепели» позволяют предположить, что они функционируют как часть репрезентации нового образа дружелюбного советского мира.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образ реки в русской поэзии, популярные песни, советская культура, «оттепель» как социокультурная эпоха, культурная география

Для цитирования: Литовская М.А. Река в советских популярных песнях периода «оттепели»: формирование образа доброжелательного пространства // Историко-географический журнал. 2022. Т. 1. № 3. С. 26–43.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аннинский Л. Барды. Иркутск: Сапронов, 2005.
  • Аннинский Л. Шестидесятники и мы: кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: ВТПО Киноцентр, 1991.
  • Бобунова М., Хроленко А. Конкорданс русской народной песни. Курск: Издательство КГУ, 2007.
  • Брусиловская Л. Культура повседневности эпохи «оттепели»: Метаморфозы стиля. М.: РГГУ, 2000.
  • Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М.: АСТ, Corpus, 2013.
  • Галимова Е. Поэзия пространства: образы моря, реки, леса, болота, тундры и мотив пути в северном тексте русской литературы. Архангельск: КИРА, 2013.
  • Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
  • Гюнтер Г. Поющая Родина: советская массовая песня как выражение архетипа матери // Вопросы литературы. 1997. № 4. Pp. 46–61.
  • Карасюк Д. Как мы любили «Битлз». История битломании в СССР. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2022.
  • Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа, 2007.
  • Кузьменкова В. Диминутив как средство выражения имплицитных смыслов высказывания // Язык. Сознание. Коммуникация. М.: МАКС-Пресс, 2007. Вып. 34. С. 38–45.
  • Кусмидинова М. Концепт Волги в историко-культурном развитии России: философский анализ. Астрахань: Астраханский университет, 2010.
  • Лебина Н. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля: Ленинград, 1950–1960-е годы. СПб.: Победа, 2015.
  • Лурье М. URBS ET TERRA. Поэтика локального патриотизма в песнях о городе // Литературные явления и культурные контексты. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2005. С. 41–49. http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem23.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
  • Минералов Ю. Так говорила держава. ХХ век и русская песня. М.: Издательство Литературного института, 1997.
  • Природа и цивилизация. Реки и культуры. Материалы конференции, посвященной 100-летию выхода в свет 1-го русского издания книги выдающегося ученого И. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки». СПб: Европейский дом, 1997.
  • Пушкарева Н. Л., Битокова Т. В. Женская городская повседневность второй половины 1950-х –– начала 1960-х гг. в советской и постсоветской историографии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021. Т. 20, № 2. С. 305–320.
  • Река и гора: локальные дискурсы. Материалы международной научной конференции «Урал и Карпаты: локальный дискурс горных местностей» (Пермь, 29–30 октября 2009). Пермь: Лаб. политики культурного наследия, 2009.
  • Росовецкий С. К. Крестьянские и городские песенники 1940–1970-х годов: Опыт статистического исследования // Славянская традиционная культура и современный мир. М.: Государственный республиканский научный центр русского фольклора, 2010. Вып. 13. С. 146–173.
  • Сандомирская И. Книга о Родине: Опыт анализа дискурсивных практик. Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien, 2001. (Wiener slawistischer Almanach; Sonderband 50)
  • Спиридонова Н. Русские диминутивы: проблемы образования и значения // Известия Российской Академии наук. Серия литературы и языка. 1999. Т. 58, № 2. С. 13–22.
  • Степанов Ю. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа языков русской культуры, 1997.
  • Фирсов Б. Разномыслие в СССР. 1940–1960-е годы. СПб: Издательство Европейского университета, 2008.
  • Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». М.: РИК «Культура», 1990.
  • Чудакова М. Новые работы. 2003–2006. М.: Время, 2007.
  • Чупринин С. Оттепель: В 3 тт. М.: Московский рабочий, 1990. Т. 1.
  • Щукин В. Мифопоэтика города и века (Четыре песни о Москве) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 6. С. 8–38.
  • Bergman P., Luckman T. The Social Construction of the Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. London: Penguin Books, 1991. (In English.)
  • Haussman G. Mütterchen Wolga: Ein Fluss als Erinnerungsort vom 16. bis ins frühe 20. Jahrhundert. Frankfurt am Main: Campus Verlag, 2009
  • Litovskaya M. The River in the Thaw era Soviet Popular Song (1954–1970): The Formating of Amicable Space // Water in Social Imagination –– from Technological Optimism to Contemporary Environmentalism. Leiden; Boston: Brill, 2017, pp. 119–144.
  • van Dyik T. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Saga, 1998.